Дмитрий Григоренко: «Мы хотим, чтобы людям было комфортно платить налоги»

Новости

Д. Григоренко
Д. Григоренко

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Григоренко выступил с лекцией перед участниками Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов». В рамках мероприятий форума молодые экономисты и ученые обсуждают актуальные вопросы, связанные с развитием IT-технологий, молодежной политикой, СМИ, социальными некоммерческими организациями, общественными науками. На Форум приехали более 400 участников из 37 регионов России: Астраханской, Кировской, Свердловской, Тамбовской, Рязанской, Волгоградской, Белгородской, Воронежской и других областей, из Чувашской республики, Мордовии, Марий Эл и Дагестана. В числе прибывших – 27 участников-иностранцев из Бразилии, Германии, Индии, Канады, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Марокко, Румынии, США, Узбекистана, Украины, Чехии.

Представитель Службы Мишустина подробно рассказал молодым специалистам, участникам форума «Территория Смысла» о структуре Федеральной налоговой службы, ее основных задачах и нововведениях, которые значительно облегчают жизнь налогоплательщиков. «Мы хотим, чтобы людям было комфортно платить налоги», — отметил Дмитрий Григоренко. Предоставление качественных услуг для развития бизнеса является одной из ключевых задач Федеральной налоговой службы, возглавляемой Михаилом Мишустиным. За последние несколько лет благодаря инициативам и эффективным решениям Главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина общение с налогоплательщиками удалось вывести на качественно другой уровень: 39 электронных сервисов позволяют решить большинство налоговых вопросов: получить необходимые справки и сведения, узнать ИНН, оплатить налоги, даже зарегистрировать компанию. Благодаря модернизации работы Службы удалось добиться высоких результатов по налоговым сборам:за январь-июнь объем поступлений налогов в реальном выражении вырос на 4,5% при отрицательном прогнозе роста ВВП. За шесть месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 7 трлн рублей, на 12,9% больше, чем за аналогичный период 2014 года. В федеральный бюджет поступило 3,6 трлн рублей – на 15,1% больше. В том, числе поступления НДС выросли на 12,1%, налога на прибыль – на 29,8%, НДФЛ – 103,9%, НДПИ – 111,9%, имущественные налоги – 110,6%. По КФО в консолидированный бюджет за первое полугодие 2015 года поступило 18,5 млрд рублей, что на 80% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Федеральной налоговой службе, возглавляемой Михаилом Мишустиным, удалось в десятки раз сократить количество проверок предпринимателей и компаний: сейчас ежегодно проводят три-четыре налоговые проверки на 1000 налогоплательщиков. Добиться такого результата удалось благодаря, в частности, введению 12 критериев риск-анализа. Признаки, по которым Служба Мишустина выбирает компании для выездных контрольных мероприятий, закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@, и расшифрованы в Приложениях к этому документу. Всего выделено 12 критериев рисков, которые необходимо систематически оценивать.

Критерий 1. Низкая нагрузка — повышенного интереса со стороны ревизоров не избежать, если нагрузка фирмы будет ниже среднего размера по отрасли.

Критерий 2. Убытки в течение 2 и более лет подряд — особое внимание проверяющих может быть обусловлено убыточной деятельностью компании, если на протяжении двух и более календарных лет подряд в отчетности отражается минус. Под убытками понимается отражение убытка как в бухгалтерском учете, так и по налогу на прибыль или единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Представляется, что для плательщиков ЕНВД этот показатель не актуален, поскольку у них налогообложение не связано с получаемой выручкой и объемом осуществляемых расходов, а зависит от величины вмененного им дохода.

Критерий 3. Значительные вычеты. По этому критерию проверяются только плательщики НДС. Фирмы, применяющие спецрежим (УСН, ЕНВД, ЕСХН), могут его не использовать, поскольку не применяют этот сбор и к вычету налог не заявляют.

Критерий 4. Опережающий темп роста расходов. Важно знать: опережающий темп роста расходов — критерий, который важен только для организаций, применяющих общий режим налогообложения. Спецрежимники этот показатель не считают, поскольку освобождены от уплаты налога на прибыль. Анализ критерия позволяет установить, не превышает ли рост расходов компании динамику увеличения ее доходов от реализации.

Критерий 5. Низкая зарплата работников. Этот показатель адресован всем работодателям. Для анализа необходимо сравнить среднемесячную зарплату сотрудников со средним уровнем зарплат по виду экономической деятельности в регионе. Информацию о показателях среднего уровня доходов можно найти на официальных сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС России (www.nalog.ru), а также в сборниках экономико — статистических материалов, публикуемых Росстатом. Кроме того, можно обратиться в территориальные подразделения этих госорганов с соответствующим запросом.

Критерий 6. Приближение к предельному значению показателей, дающих право на спецрежим. Этот показатель важен для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему. Пристального внимания проверяющих не избежать, если в течение календарного года два и более раза возникали риски утраты права на применение спецрежима с приближением менее 5 процентов к предельному значению соответствующего показателя. Полный перечень критериев, при выполнении которых хозяйствующий субъект имеет право использовать тот или иной спецрежим, приведен в Налоговом кодексе.

Критерий 7. Приближение расходов к доходам за год. Рассматриваемый критерий должны определять предприниматели, использующие общую систему налогообложения. Такие коммерсанты исчисляют НДФЛ с разницы между суммой полученных доходов и профессиональным налоговым вычетом (ст. 221 НК РФ). Соответственно, опасность назначения проверки напрямую зависит от этой маржи: чем больше сумма вычетов приближается к величине дохода, тем выше риск.

Критерий 8. Деятельность с привлечением посредников. К назначению выездной проверки может привести злоупотребление посредничеством, а именно заключением договоров с перекупщиками и посредниками без наличия деловой цели. Если такие отношения будут носить системный характер, проверяющие, вполне вероятно, заподозрят компанию в получении необоснованной налоговой выгоды.

Критерий 9. Непредставление пояснений инспекторам в ходе камеральной проверки. В ходе камеральной проверки могут быть выявлены ошибки в декларации, а также противоречивые сведения в представленных документах, несоответствие информации данным, имеющимся у налогового органа. При наличии таких обстоятельств контролеры вправе вызвать представителя фирмы в инспекцию и потребовать соответствующих пояснений или уточнений отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если без объективных причин в течение 5 дней организация не ответит, то за камеральной проверкой может последовать выездная.

Критерий 10. Частая смена юридического адреса. Организация, которая поменяла юридический адрес, одновременно сменив налоговую инспекцию, два и более раза с момента своего создания, является очевидным претендентом на то, чтобы ее включили в план выездных проверок. Фискальные органы не очень жалуют подобную миграцию компаний между инспекциями.

Критерий 11. Уровень рентабельности ниже среднего по отрасли. Предпоследним критерием для самопроверки является уровень рентабельности активов и продаж, который не должен быть значительно ниже среднеотраслевого показателя по соответствующему виду экономической деятельности.

Критерий 12. Деятельность с высоким налоговым риском. Проверяющие отметят высокий налоговый риск в деятельности компании, если выявят некоторые из приведенных признаков:
— нет личных контактов руководства (уполномоченных лиц) и контрагента при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
— нет документального подтверждения полномочий руководителя компании
— контрагента, копий бумаг, удостоверяющих его личность;
— нет документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих его личность;
— нет информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о расположении складских, производственных или торговых площадей;
— нет данных о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность этого признака усугубляется наличием доступной информации о других участниках рынка идентичных товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
— нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Наличие таких признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации партнера как проблемного. А потому коммерческие сделки, совершенные с ним, могут быть расценены как сомнительные. И чем больше таких признаков обнаружится у компании, тем больше шансов оказаться на особом счету у ревизоров в плане выездных проверок. Дмитрий Григоренко также рассказал о других нововведениях Службы, в том числе, по контролю за возмещением НДС, а также о повышении эффективности досудебной работы. По итогам лекции он ответил на вопросы участников.

Поделиться:
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Tumblr
Tumblr