Все о налогах, история налогов, налоги по-русски.

Заседание расширенной коллегии под председательством руководителя ФНС России Михаила Мишустина 25 февраля.

М.В. Мишустин

Мишустин Михаил Владимирович, председатель ФНС России

25 февраля в Федеральной налоговой службе состоялось заседание расширенной коллегии под председательством руководителя ФНС России Михаила Мишустина, посвященной итогам работы налоговых органов в 2015 году и основным задачам на 2016 год.

В работе коллегии приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов, Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макаров,руководитель Федерального казначейства Р.Г. Артюхин, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службыВ.М.Малинин, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу О.В.Крылов, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — главный государственный регистратор Российской Федерации И.В.Васильев,аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, член Общественного совета при ФНС России, Председатель Попечительского Совета «Опоры России» С.Р.Борисов, ректор Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФС.Г.Синельников-Мурылев, первый проректор Высшей школы экономики А.Т.Шамрин.

Открывая заседание, руководитель Налоговой службы обратил внимание, что несмотря на непростые экономические условия ФНС России удается поддерживать установившийся в последние годы тренд по росту налоговых поступлений. Так, в консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн рублей, что на 1,1 трлн рублей, или почти на 9% больше, чем в 2014 году. В федеральный бюджет поступило около 6,9 трлн рублей (на 11%, или на 0,7 трлн рублей больше). Основной рост обеспечен за счет ненефтегазовых доходов: налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС – на 12%, имущественные налоги — на 12%. В реальном выражении налоговые поступления выросли на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%, отметил Михаил Мишустин.

Он подчеркнул, что треть прироста поступлений налогов обеспечено за счет улучшения налогового администрирования.

Продолжается работа по снижению количества выездных проверок при росте их эффективности. За год их число снизилось на 14% (с 35,8 тыс. до 30,6 тыс.), эффективность одной выездной проверки выросла на 8% и составила почти 9 млн рублей, а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

Михаил Мишустин рассказал, что в 2015 году ФНС России запустила пилотный проект по управлению поведением налогоплательщика в нескольких отраслях: электроника, бытовая техника и драгоценныеметаллы.

«По рынку бытовой техники и электроники по итогам 2015 года при снижении объемов реализации мы наблюдаем рост налоговых платежей (крупнейших налогоплательщиков сектора) в четыре раза. Аналогичная ситуация — на рынке драгоценных металлов. Практически до нуля снижено количество сомнительных операций с драгоценным металлом, осуществляемых кредитными организациями», — подчеркнул руководитель ФНС России.

В 2015 году количество жалоб налогоплательщиков снизилось более чем на 5% по сравнению с 2014 годом. ФНС России продолжает развивать новые механизмы досудебного урегулирования налоговых споров, такие как:

​  налоговый мониторинг (вступил в силу с 1 января 2016 года);

​  tax ruling (предварительные налоговые разъяснения – законопроект);

​  совершенствование системы обязательного досудебного обжалования (участие налогоплательщиков в рассмотрении жалобы — законопроект).

Михаил Мишустин обратил внимание, что количество судебных дел с бизнесом уменьшилось на 32%. Всего же в 2015 году в пользу налоговых органов удовлетворено 79% сумм рассмотренных требований.

Еще одно важное направление контрольной работы в 2015 году – это принятые меры по деоффшоризации экономики, отметил руководитель ФНС России. С 1 июля 2015 года в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Она действует в отношении налоговых периодов с 1 января 2016 года, а в отношении уголовных расследований по налоговым вопросам — с 1 января 2012 года.

«В ближайшее время Российская Федерация присоединится к многостороннему Соглашению об обмене информацией по Единым стандартам ОЭСР, к которому уже присоединились 79 государств. Единый стандарт предполагает автоматический обмен информацией о финансовых счетах и активах налоговых резидентов между компетентными органами стран мира. ФНС России уже сделала первые шаги. Первые 200 информационных контейнеров загружены в систему и переданы Росфинмониторингу и Банку России», — заявил Михаил Мишустин.

Руководитель ФНС России отметил, что задачей налоговых органов остается дальнейшее повышение эффективности администрирования, которого можно добиться за счет внедрения новых технологических решений и усиления аналитической составляющей в администрировании.

Он напомнил, что в начале 2015 года внедрен первый функциональный блок АИС «Налог-3» (системы, построенной с использованием облачных технологий на базе запущенных ЦОДов) — и сегодня регистрация по всей стране осуществляется централизованно онлайн.

В конце прошлого года запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, ведению лицевых счетов и работы с задолженностью физических лиц. Создана централизованная федеральная база данных в которой сконцентрирована информация о 55 млн транспортных средств, 35 млн земельных участков, 70 млн объектов недвижимости, а также 254 млн записей о фактах владения объектами собственности и более 180 млн лицевых счетов по имущественным налогам физических лиц.

«В этом году мы сможем сформировать единое налоговое уведомление для граждан по всем объектам на территории России — одно на всю страну», — заявил Михаил Мишустин.

В 2016 году планируется поэтапное внедрение третьего функционального блока АИС «Налог-3» по администрированию юридических лиц и предпринимателей, который является самым объемным по количеству технологических процессов и превышает почти в три раза суммарное количество пользователей первого и второго блоков.

Также в 2015 году был запущен программный комплекс АСК НДС-2, благодаря которому удалось обеспечить рост поступлений НДС на 12% и снизить количество компаний с высокой степенью риска с 1,7 млн в 2011 году до 650 тысяч в январе 2016 года. В 2016 году Служба планирует дальнейшее развитие системы АСК НДС.

Успешно завершен эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тысяч единиц ККТ, пробито 49 млн чеков на сумму 37 млрд рублей. В 2016 году планируется поэтапное внедрение системы в масштабах всей страны.

Михаил Мишустин обратил внимание, что в апреле 2016 года начинает работать система по контролю за легальностью происхождения товаров путем его маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении товаров до потребителя. Система построена на использовании радиочастотных меток для прослеживания жизненного цикла товара и пока охватывает одну товарную позицию — изделия из натурального меха. В дальнейшем планируется распространить этот проект и на другие виды товаров.

Руководитель ФНС России подчеркнул, что внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК НДС-2 в перспективе позволит замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.

Также по поручению Президента России Налоговая служба приступила к формированию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет размещен на сайте ФНС России 1 августа 2016 года. Создание реестра позволит снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого и среднего предприятия, а также облегчит поиск потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий.

В заключение Михаил Мишустин заявил, что в текущем году предстоит большая работа по реализации принятых Руководством страны решений по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. В связи с этим под руководством Правительства и Минфина России Служба работает по следующим ключевым направлениям:

​ интеграция информационных ресурсов ФНС России и ФТС России;

​ проработка вопроса о передаче администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе;

​ создание и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Также на заседании коллегии присутствовали заместители руководителя Федеральной налоговой службы, руководители территориальных налоговых органов из всех федеральных округов России, начальники управлений центрального аппарата Службы и другие представители исполнительных органов власти.

Вопрос

Каким образом планируется выполнять поручение Президента о создании единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей?

Ответ

На текущий момент определены приоритетные направления интеграционных процессов. Основное — создание единой базы данных таможенных и налоговых органов.

Мы говорим о применении в администрировании государственных доходов единых стандартов и правил, а также о создании единогоинформационного пространства, построенного на базе информации соответствующих ведомств с использованием облачных технологий.

Однако, задача по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей – это сложный процесс, который требует описания смежных бизнес-процессов ведомств и поэтапной выработки сквозных интеграционных решений.

Я хочу подчеркнуть, что речь не идет о физическом слиянии ведомств.

Вопрос

Как будет строиться работа по интеграции информационных ресурсов ФНС и ФТС?

Ответ

Интеграция информационных систем двух контролирующих ведомств позволит повысить качество государственного администрирования как при экспортно-импортных операциях, так и на внутреннем рынке.

Сегодня взаимодействие ФНС России и ФТС России строится в режиме регламентного обмена информацией в части вычетов НДС, уплаченного на таможне по импортным поставкам, и подтверждения «нулевой» ставки для вычетов по экспортным операциям.

На начальном этапе интеграции должны быть проработаны вопросы:

— интеграции систем управления рисками таможенных и налоговых органов и создания на их основе единого профиля участников ВЭД;

— создания систем сквозного контроля и отслеживания движения товаров от импорта до розницы через механизмы идентификации и маркировки товаров;

— создания сопряженного личного кабинета, основанного на кросс-доступе к данным ЛК ЮЛ и ИП и таможенной информации об участнике ВЭД.

Кроме того, интегрированная информационная система ФНС и ФТС России позволит формировать единые списки налогоплательщиков, должников по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет, оперативно реагировать на нарушения таможенного и налогового законодательства.

И здесь наша совместная работа строится в рамках Дорожной карты, утвержденной Министром финансов.

Вопрос

Есть ли схожесть новой информационной системы с АСК НДС-2, уже применяемой для контроля за возмещением НДС?

Ответ

На данном этапе о техническом и технологическом аспектах такой информационной системы говорить рано. Реализованная Федеральной налоговой службой система АСК НДС-2 доказала свою эффективность. В сложных условиях экономики администрируемые Службой поступления налога на добавленную стоимость за 2015 год по сравнению с 2014 годом составили плюс 12%.

Но все же считаю необходимым рассматривать систему АСК НДС-2 как одну из компонент при создании единого механизма администрирования.

Вопрос

Какой эффект ожидается от этих преобразований для предпринимателей и государства?

Ответ

Реализация единой информационной системы упростит административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков и будет способствовать формированию равной конкурентной среды. Администрируемые бизнес-процессы станут проще и понятнее для налогоплательщиков. За счет автоматизации мы ожидаем снижение трудовых и финансовых затрат для государства при выполнении своих функций. При этом система позволит повысить эффективность иуправляемость процессов государственного администрирования.

Вопрос

29 января в первом чтении был рассмотрен законопроект, предусматривающий поэтапный переход на применение контрольно-кассовой техники (ККТ), передающей информацию о расчетах налоговым органам в электронном виде. Для чего вводится повсеместный переход на ККТ? Как скоро это станет обязательным для всех?

Ответ

Новый порядок передачи информации о сделках позволяет налогоплательщику не только зарегистрировать кассу через личный кабинет на нашем сайте и видеть все свои продажи, но и избавляет его от проверок. Ведь налогоплательщик «открыт» для налоговых органов, то есть формируется соответствующая среда доверия между ним и налоговым органом. Что очень важно, система позволит работать в условиях честной конкурентной бизнес-среды.

Для покупателей – это дополнительная защита своих прав как потребителя: можно получить электронный чек и проверить легальность любого чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в Службу.

Предусматривается поэтапный переход к новому порядку. Так, в 2016 году вводится возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация кассовых аппаратов будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, а также лиц, применяющих патент, то есть для малого бизнеса, будет еще целый год для перехода на новый порядок – до 1 июля 2018 года.

Подчеркну, что в соответствии с поручением Президента в целях исключения дополнительной нагрузки на бизнес, связанной с переходом на новую систему, будет предусмотрен соответствующий налоговый вычет.

Вопрос

Вы сегодня говорили о маркировке (пока это касается торговли меховыми изделиями), для чего это делается и что планируется на следующем этапе?

Ответ

В апреле стартует пилотный проект по маркировке меховых изделий. Дело в том, что сейчас на российском меховом рынке большая доля нелегального товара, как завезенного, так и произведенного на российской территории.

Суть нововведения в использовании радиочастотных меток, которые исключают возможность подделки и позволяют проследить жизненный цикл товара с помощью интерактивных сервисов.

Данная технология даст потребителю уверенность в качестве товара, а бизнесу – защиту добросовестного производителя и поставщика. Кроме того, это позволит оптимизировать складские и логистические функции, а государству проще контролировать легальность товара.

Все операции, проводимые с маркируемым товаром, будут передаваться участниками оборота в Государственную информационную систему маркировки. Это позволит полностью отследить все перемещения конкретного изделия от момента производства или ввоза на территорию Российской Федерации до розничной продажи.

При этом данные о ввезенных товарах, внесенные в систему импортерами, будут сопоставляться с данными об этих товарах, передаваемыми в систему Федеральной таможенной службой.

Пилотный проект продлится до конца 2016 года. По его итогам перечень маркируемых товаров планируется расширить.

Хочу отметить, что учитывая невысокую стоимость чипов, это в среднем от 15 до 22 рублей, и рыночную стоимость меховых изделий, мы не ожидаем значительного подорожания товаров из меха.

Вопрос

В единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей войдет и Росалкогольрегулирование — как это отразится на рынке алкогольной продукции?

Ответ

Наша задача – максимальная интеграция информационных систем РАР и ФНС. Результатом такой интеграции будет более оперативный обмен данными и возможность их использования каждым ведомством.

Со стороны ФНС – это более качественное и эффективное администрирование акцизов, возможность без контакта с налогоплательщиком и истребования дополнительных документов проводить камеральные проверки.

Как следствие, для добросовестных налогоплательщиков будут созданы еще более комфортные условия для ведения бизнеса, а государство на основе риск-ориентированного подхода и информации из РАР сможет сфокусировать внимание на потенциальных нарушителях.

Вопрос

Администрирование доходов социального страхования и пенсионного фонда — как ведомство планирует это осуществлять

Ответ

Изменение администратора страховых взносов не скажется на определении размеров пенсионных прав граждан и не осложнит работу Фондов по назначению и выплате установленных законодательством пенсий и пособий.

Передача функции администрирования страховых взносов в налоговые органы обусловлена не только необходимостью повышения платежной дисциплины плательщиков взносов, но и обеспечения полной, достоверной информации о плательщиках и застрахованных лицах, а также реализации для бизнеса приема оптимизированной по составу показателей отчетности по принципу «одного окна» для сокращения издержек на составление и представление отчетности в различные органы.

Для качественного администрирования необходимо будет сделать:

1. Существующие 4 основные формы страховой отчетности объединить в одну форму.

2. Налоговые органы будут осуществлять полноценный автоматизированный камеральный контроль единой отчетности.

3. Данные отчетности, необходимые для ведения Пенсионным фондом персонифицированного учета, а также для выполнения Фондами своих расходных обязательств будут на регламентной основе оперативно направляться в Фонды.

9 комментариев: Заседание расширенной коллегии под председательством руководителя ФНС России Михаила Мишустина 25 февраля.

  • Олег говорит:

    ничесе! это что за конвенция такая с 79 стран? это теперь все в любой стране будут знать про твои бабки????

  • Павел говорит:

    Дельно все. Мишустин нормально работает. И много удобного на сайте у них, и по каждому чиху бегать в налоговую не надо. Ввп сейчас в минусе, а налоги в плюсе! Наверное сейчас не многое из того, что для людей лучше!

  • Андрей Румянцев говорит:

    Если честно говорить то заседание прошло на высшем уровне, а наверное все благодаря Михаилу Мишустину. Этот мУЖЧИНА СПОСОБЕН НА МНОГО И КАК ГОВОРИТСЯ ЛУЧШЕ ЕГО НЕ ОБИЖАТЬ ИНАЧЕ ВВП ВООБЩЕ ВНИЗ УПАДЕТ, А НАЛОГИ НА ВСЕ СТАНУТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ!!!

  • Эдуард Сергеевич говорит:

    Это хорошо, что за счёт оптимизации процессов через внедрение современного ПО улучшили администрирование налоговых сборов, в среднесрочной перспективе это позволит снизить затраты на персонал налоговых органов.

  • Катя говорит:

    налоговая политика сейчас полностью в плюсе на стороне государства, берут просто за все, что можно, скоро введут налог на воздух, но это я утрирую, конечно. То, что все процессы автоматизируют это большой плюс, бесспорно. Ну и, наконец-то, взялись за маркировку меховых изделий, давно уже пора.

  • Александр говорит:

    Все это хорошо на словах, но почувствуют эти модернизации налоговой системы обычный россиянин в период кризиса? Вообщем-то я за любые нововведения лишь бы они пошли на пользу нашим гражданам, а не чиновникам и бизнесменам.

  • Елена говорит:

    чипирование меховых изделий приведет к улучшению качества товара, что хорошо для покупателя. если в дальнейшем это будет развиваться и на другие товары, то будет являться большим плюсом для всей страны.

  • Надежда говорит:

    Народу приходится выплачивать поставленные перед ним налоги. Но, радоваться тут не чему. Люди отдают последние сбережения, во избежание проблем с законом. На этом моменте, хорошо только чиновникам, но не простому народу. Даже если народ оплачивает налоги исправно, то в конечном итоге, живет на самый минимальный, денежный, прожиточный минимум.

  • Ilya говорит:

    Открытость, в которую уходит Михаил Мишустин, конечно подкупает налогоплательщиков, но интереснее другое: она же получает — тут и там — одобрение от самих же налоговиков, пусть и бывших http://gmichailov.livejournal.com/1000846.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code