Налоговые проверки

Мифы о налоговой нагрузке мешают властям проводить тонкую настройку системы, повышая собираемость налогов

Новости ФНС России

Эксперты считают, что налоговые ставки и нагрузка на граждан и бизнес в России ниже, чем в развитых странах. Но бизнес уверен, что фискальная система не стимулирует экономический рост и инвестиции, а предприниматели боятся налоговиков. Часто они с опаской относятся к любым налоговым новациям.

Бытует мнение, что в России высокая налоговая нагрузка. Услышать подобные рассуждения часто можно как от граждан, так и от предпринимателей. Однако, если объективно разбираться в этом вопросе, действующая в стране налоговая система достаточно комфортна и стабильна.

С таким тезисом выступил Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института Гайдара на экспертной сессии «Налоговая политика как фактор конкурентоспособности российского бизнеса» в рамках Гайдаровского форума.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 10 лет с 2009 года по компоненте «Налоги» Россия поднялась с 134-го на 53-е место. Но, по мнению экспертов, многочисленные налоговые «мифы» мешают властям проводить тонкую настройку системы, повышая собираемость налогов.

Для большей убедительности организаторы сессии перед ее началом раздали участникам доклад на тему мифических изъянов налоговой системы.

Самый распространенный миф говорит о том, что налоговая нагрузка, в частности налог на прибыль предприятий, в России непомерно высока, а значит это, якобы препятствует инвестициям.

Однако, в докладе приводятся следующие данные: «В 2017 году средняя эффективная налоговая ставка в России равна 16,7%, а в среднем по ОЭСР — 21,6%. Предельная эффективная ставка налога в России составляет 7,9%, а в ОЭСР — 13,9%». Выводы напрашиваются сами: налоговые условия для реализации инвестпроектов в экономике России как минимум, не хуже, чем в большинстве стран ОЭСР и БРИКС.

Что же касается рекомендаций, которые дают эксперты – авторы доклада, властям следует не снижать ставку налога на прибыль (это никак не простимулирует инвестиционную деятельность и не приведет к созданию новых производств), а задумаются о снижение страховых взносов.

Еще одно предложение по приданию подоходному налогу большей справедливости и прогрессивности — ужесточение статуса нерезидентов.

По мнению авторов доклада, Минфин мог бы, например, сократить для физических лиц срок пребывания в России после которого присваивается резидентский статус со 183 до 90 дней. То есть, в этом случае иностранец будет вынужден платить налоги по российским законам и отчисления вырастут, а злоупотреблений на этой почве станет меньше.

Также мнения экспертов и участвующих в мероприятии, предпринимателей сошлись в том, что законодателям следовало бы ставить бизнес в известность о готовящихся налоговых изменениях не позднее весенний сессии, а вводить их надо с временным лагом в полгода.

Представители крупного бизнеса высказали свою позицию касательно механизма вхождения в приоритетные национальные проекты. По их мнению, на период реализации подобных проектов,, (примерно на 15 лет), власть могла бы зафиксировать стабильность налогообложения для их участников. «Важна даже не сама ставка, а именно ее стабильность», — заявили они.

Также на мероприятии эксперты предложили законодателям подумать о целесообразности обнуления ставки для российских компаний при экспорте услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code