Марина Крашенинникова: До конца года ФНС России запустит Реестр рисков

Новости

До конца года ФНС России запустит Реестр рисков. Это комплексная система, создающая модели оценки и отраслевые карты для налогоплательщиков. Они необходимы для того, чтобы своевременно уведомить их о возможных рисках. Об этом, на ежегодном заседании рабочей группы по управлению рисками в рамках Форума по налоговому администрированию ОЭСР в Париже, рассказала заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова.

Федеральная налоговая служба России будет предупреждать крупных налогоплательщиков о появлении у них рисков блокировки счета на основании собранной информации в рамках налогового мониторинга. Это позволяет налоговикам составлять так называемые карты рисков по типам потенциальных нарушений и отраслевым особенностям. В дальнейшем информация о выявленных рисках, их уровне и о мерах ответственности будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков. Более того, на основе статистики программа будет рассчитывать уровень их дисциплины за три последних налоговых периода.

Она подчеркнула, что внедрение единого хранилища информации о рисках значительно повысит эффективность налогового администрирования. «Акцент сместится в сторону превентивного налогового контроля. Это создаст условия для более доверительных отношений между налогоплательщиков и налоговым органом», — отметила Марина Крашенинникова.

ФНС России постоянно совершенствует риск-ориентированный подход, внедренный в 2012 году. Тогда впервые были разработаны критерии, по которым налогоплательщики могли сами определить вероятность выездной налоговой проверки. Цель ФНС – точно и правильно определять те зоны риска, где требуется применить налоговый контроль, куда необходимо направить ресурсы, в том числе и трудовые. Применение риск-ориентированного подхода при планировании выездных налоговых проверок обусловлено необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес, сокращением финансовых издержек для субъектов хозяйственной деятельности при одновременном повышении эффективности государственного контроля и обеспечении соблюдения действующего законодательства.

К высокому уровню риска отнесены налогоплательщики, обладающие признакам организаций — «однодневок», к «низкому» же наоборот — реально действующие налогоплательщики. Если оценивать количественное изменение в той или иной категории, то с точки зрения чистки среды можно привести такие цифры. В целом по России буквально в 2012 году так называемых компаний – «однодневок» было 20 миллионов, это порядка 40% от всех включенных в ЕГРЮЛ налогоплательщиков. Их доля в 2019 году снизилась до 4,7% от общего числа зарегистрированных в России юридических лиц.

Важным на сегодня изменением системы планирования проверок является информирование об установленных рисках. Это механизм работы с налогоплательщиком, направленный на побуждение к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, который применяется на сегодняшний момент при проведении любого вида проверок.

Начиная с февраля 2018 года налоговые органы, прежде чем принять решение о проведении выездной проверки, приглашают налогоплательщика и раскрывают ему информацию о нарушениях, установленных в рамках предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщику предоставляется возможность пересмотреть свои налоговые обязательства и самостоятельно, без проведения проверки, представить уточненные декларации. На данных рабочих встречах обсуждается вопрос погашения возникающей задолженности по уточненным декларациям с учетом текущей финансово-хозяйственной деятельности плательщика. Цель обеспечить самостоятельную налогоплательщиком уплату налогов. Выездная проверка – это крайняя мера, но неизбежная, если уточнения нет. Задача налоговых органов — указать на нарушения и пресечь применение схемы в последующих периодах.

Второе направление работы налоговой службы — публичное информирование без привязки к конкретному налогоплательщику через интернет-сайт ФНС России. Это пошаговый подход к раскрытию налоговой тайны, то есть постепенный вывод определенной информации из понятий, попадающих под положения ст. 102 НК РФ.

Очередным этапом стал налоговый мониторинг, в рамках которого крупнейшие компании предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам. При его проведении налогоплательщик раскрывает налоговому органу информацию о рисках и контрольных процедурах, а взамен получает мотивированные мнения по сделкам, полное отсутствие выездных проверок и экономию на их сопровождении. ФНС России, со своей стороны, переориентируется на точечное урегулирование рисковых ситуаций.

Участники рабочей группы отметили, что необходимо создать единые стандарты и правила для описания рисков, а также разработать методологию составления карт рисков. В будущем это позволит налоговым администрациям эффективно обмениваться информацией о выявляемых рисках.

В 2019 году участники группы продолжат разрабатывать единый стандарт модели зрелости системы управления рисками налоговых администраций. Отдельное внимание будет уделено совершенствованию подходов к управлению ТОП-10 рисков, идентифицированных налоговыми администрациями.

В заседании приняли участие представители налоговых администраций 28 стран, в том числе Австралии, Австрии, Бельгии, Канады, Дании, Финляндии, Франции, Китая, Нидерландов, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании, США и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code