Налоговая служба в цифрах

Налоговая служба в цифрах и фактах

Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн. рублей, что на 2,9 трлн. рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8% (плюс 3,3 трлн. руб.) и НДС +15,5% (прирост на 3,1 трлн. руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.). При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

В систему налоговых органов входят 82 управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 8 межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам и межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных.

  1. Налоговая служба сегодня

Задачи, поставленные Президентом и Правительством нашей страны по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан, требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результатов деятельности Федеральной налоговой службы.

Во главу угла Служба ставит повышение качества налогового администрирования.

Проведение налоговой реформы, развитие новых хозяйственных механизмов в экономике потребовало иного качества налогового администрирования и определило необходимость модернизации налоговых органов. Модернизация затронула все элементы налоговой системы: законодательство, организационную структуру, технологические процессы, систему взаимоотношений с налогоплательщиками.

Эффективность работы налоговых органов во многом зависит от законодательной базы, на которой строится налоговое администрирование. Совершенствование налогового законодательства в последние годы было направлено в основном на защиту прав и интересов налогоплательщиков, создание более комфортных условий. В итоге сегодня наше налоговое законодательство является одним из самых либеральных в мире – сокращено количество и сроки проведения выездных налоговых проверок, ограничены возможности истребования документов при камеральных проверках, при неоднозначной трактовке налогового законодательства судами, как правило, принимается позиция налогоплательщика и многое другое. Принятый в июле 2010 года федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» внес изменения в Налоговый Кодекс, которые позволяют решить целый ряд актуальных вопросов, касающихся урегулирования задолженности, расширения сферы электронного обмена информацией, администрирования имущественных налогов.

Важным этапом модернизации стала сегментация налогоплательщиков по масштабам бизнеса. Были созданы межрегиональные и межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, сформированные по отраслевому принципу. Введено понятие «крупнейшего налогоплательщика» и критерии их определения. Сегодня налоговые платежи крупнейших налогоплательщиков составляют две трети всех поступлений по России.

В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по переводу процесса предоставления государственных услуг в электронный вид с использованием сети Интернет. С этой целью был создан и весной этого года запущен Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Федеральная налоговая служба одной из первых среди государственных ведомств осознала всю необходимость и перспективность оказания услуг в электронном виде в целях обеспечения граждан и организаций качественными и доступными государственными услугами, что способствует созданию условий для улучшения инвестиционного климата, развития активности российского бизнеса.

Благодаря внедрению информационных технологий в систему налогового администрирования сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в значительной мере удалось снять проблему очередей в налоговых органах, устранить временные ограничения по доступу к налоговым сервисам, снизить количество прямых контактов с сотрудниками налоговых органов, внедрить стандарты оказания государственных услуг посредством исполнения административных регламентов ФНС России.

Важно отметить, что Федеральная налоговая служба оказывает услуги налогоплательщикам в электронном виде уже более 10 лет. Возможность сдавать налоговую отчётность для юридических лиц и предпринимателей в электронном виде с электронной цифровой подписью через специализированных операторов связи обеспечена с 2002 года.

Приоритетной задачей, стоящей перед налоговыми органами, остается повышение качества налогового контроля и средств взаимодействия с налогоплательщиками, конечным результатом которого является поступление в бюджет доначисленных сумм, а также предотвращение необоснованных вычетов из бюджета при расчете налога.

Перспективы 2018 года

Одна из основных задач ФНС на ближайшую перспективу — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка чтобы обеспечить транспарентность, т.е. прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

22 февраля 2018 г. депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект отменяет обязательные проверки раз в три года и переориентирует контролеров на нарушителей. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. Контроль рисков не только увеличивает сроки между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска. Такую возможность бизнес получит в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок. Также предполагается, что новая система мотивации и оценки результативности будет поощрять открытость и лояльность контролеров к законопослушному бизнесу.

Кстати, риск-ориентированный подход, который будет утвержден на уровне закона в 2018 году, на практике он внедряется уже несколько лет. Особенно много делается для автоматизации поиска рисков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code