ФНС разработала действенную концепцию глобального контроля за уплатой НДС.

Новости

ФНС Мишустин М.В. Федеральная Налоговая службаК сдаче отчетности по НДС по электронным каналам связи (с использованием Интернет) Федеральная налоговая служба приучала налогоплательщиков Весь 2014 год , Однако, заметных положительных сдвигов не добилась.
А теперь, с приходом 2015 года, у налогоплательщиков появилась новая обязанность – при подаче декларации по НДС, включать в нее данные из книги покупок и книги продаж. Делать это нужно, конечно, в электронном виде. Теперь стало понятно, для чего вся эта игра «в технический прогресс» затевалась с самого начала.
К чему это в результате приведет и стоит ли налогоплательщикам обеспокоиться поменять что-либо в своей работе?
Принцип уплаты НДС предусматривает, что если ваше предприятие, закупив какие-либо товары у своего контрагента, поставило НДС к вычету, то этот НДС необходимо отразить в книге покупок. Соответственно, ваш контрагент должен будет отразить его в книге продаж. Естественно, данные в налоговом учете и у вас, и у вашего контрагента по любой операции должны сходиться.
Если ранее расхождения в отражении НДС у вас и вашего контрагента налоговики могли увидеть, только проведя встречную проверку между вашими организациями то теперь, при представления вами деклараций в электронном виде, эти несоответствия видны моментально. Примечательно, что такие расхождения будут видны по всей цепочке контрагентов – между вами и вашим поставщиком, поставщиком вашего поставщика и так далее. И если в данной цепочке компаний присутствует фирма-однодневка, которая уклоняется от полноценного отражения НДС – она будет выявлена практически тут же .
В той или иной мере, на сегодняшний день, пытаясь уменьшить налоговую нагрузку, порядка 80% предприятий сдают в налоговую «подкорректированные» декларации, либо этим грешат их контрагенты (и зависимые и независимые от них). Однако, теперь все подобные налоговые манипуляции будут видны как «на ладони». В следствии чего, сразу, к вам и вашим контрагентам появятся претензии со стороны налогового органа, с требованием пояснить имеющиеся расхождения и, при неудовлетворительных пояснениях – доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов и, в самом тяжелом случае – передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела.
И фирмы-посредники, работающие по агентским, комиссионным и договорам поручения, также, не смогут уйти от тотального контроля. Им придется сдавать в электронном виде журналы выставленных и полученных счетов-фактур.
Очевидно, что в таких условиях работа с фирмами-однодневками как напрямую, так и посредством постановки между ними вполне пристойных в налоговом смысле фирм становиться не просто бесполезной, но и опасной. И в таком виде это означает конец эпохи оптимизации через «обнальные конторы».
Но как все это будет выглядеть в действительности?
Отметим, что все же существует ряд узких мест и проблем в описанной схеме идеального контроля. Как налоговики собираются их решать?

Естественно, что объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет огромным. Только одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. А какого объема сведения предоставят в налоговый орган, например, гиганты ритейла «Ашан» или «Метро Кэш энд Керри»? Специалисты из ИТ-сферы вам скажут, что нагрузка на ИТ-инфраструктуру будет столь велика, что сбоев избежать не удастся.
Представители же налоговых органов отвечают, что вся информация будет храниться в надежных дата-центрах ФНС, в системе «Bigdata». И обрабатываться информация будет с использованием специально для этого созданным программным продуктом «АСК НДС-2» и многие сотрудники налоговых органов уже имеют навыки работы с этой программой. Работа по совершенствованию программ, обслуживающих налогоплательщиков, ведется постоянно. Равно как и подготовка специалистов.
Следующей проблемой,является то, на что вам может указать любой бухгалтер. Существует масса ситуаций, когда вычеты переносятся организациями на иные налоговые периоды. Бывает, что это связано с объективными причинами. Например, поздно пришли документы от контрагента. Иногда предприятия сами не проводят какие-то документы, уменьшая вычеты, после того как посетили налоговую, где им указали на неоправданно высокий размер вычетов или просто, чтобы не получилось НДС к возмещению из бюджета с сопутствующим этому излишнему интересу и недовольству налоговиков. И в такой ситуации (когда отдельные счета-фактуры у вас и вашего контрагента будут отражены (причем оправданно) в разных периодах) расхождений не избежать.
Полагаем, что справиться поможет специальный сервис, который налоговики собираются создать у себя и, с помощью которого, по реквизитам конкретного счета-фактуры будет видно, начислил у себя ваш поставщик НДС или нет. И если нет – оперативно привлечь нарушителей к ответственности.
Примечательно следующее — нигде в законодательстве не прописано, что при наличии расхождений в налоговом учете у вас и вашего контрагента, у налоговых органов есть основания для привлечения вас к ответственности. Тем не менее, у налоговых органов есть возможность требовать пояснений. Вот тут, как раз, и возрастает роль камеральных налоговых проверок, на что сами налоговики и указывают. И это логично вписывается в общую концепцию ФНС – улучшение качества камеральных проверок, улучшение предпроверочного анализа и, как следствие, повышение результативности выездных проверок. А по Москве это уже в среднем выше 10 миллионов рублей.
Возможной, хотя и не столь очевидной проблемой для предприятия является то, что данные в декларацию в электронном виде раньше можно было ввести вручную. Но теперь, когда добавляются данные обо всех счетах-фактурах, сведения придется выгружать из информационной системы предприятия (из той же 1С). Понятно, что и вероятность каких-либо программных сбоев и несостыковок возрастает. Здесь можно посоветовать предприятиям заранее убедиться, что выгрузка данных из программы и преобразование их в утвержденный xml-формат пройдет без проблем.
Предприятий с филиальной сетью может коснуться следующая проблема. Часто книги покупок и продаж ведутся у них в каждом обособленном подразделении. И, соответственно, предприятию, в такой ситуации, придется объединять данные из нескольких файлов. Это опять же чревато сбоями. Но, опять-таки, проблема эта не является таковой для налоговиков, а лишь вопросом, который требует решения от самих налогоплательщиков. Что будет, при представлении недостоверных данных в таком случае, налоговики не уточняют, хотя очевидно что претензий и доначислений, тут не избежать. Вероятнее всего,ответы на эти вопросы мы будем черпать из обширной судебной практики, которая начнет складываться уже во второй половине текущего 2015 года.
Переход не электронный документооборот между фирмами, в современной реальности — это еще один рецепт от реальных ошибок . На это указывают и налоговый органы.
Стоит напомнить об изменениях в уголовно-процессуальное законодательстве в 2015 году, которые приносят дополнительные уголовно-правовые риски для предпринимателей. Это и возвращение права правоохранительным органам возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям (ст.199 УК), и те данные, которые станут доступны следственным органам от налоговой службы в части взаимодействия предприятия с контрагентами, обмене между ними документами, смогут использоваться в качестве доказательственной базы при уголовном преследовании. Специализирующиеся в области предпринимательского и налогового прав адвокаты, подтверждают, что такие доказательства, будут обладать в глазах судей весом и их будет трудно оспаривать, в случае если дело будет доведено до суда.
Итак, если обобщить все вышеизложенное, нужно отметить, что ФНС разработала действительно действенную концепцию глобального контроля за уплатой НДС. Специалисты смогут сделать вполне достоверные и обоснованные выводы и относительно других налогов. Становится очевидным, что благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не что-то фантастическое, а «конторы по обналичке» и «фирмы-однодневки», скоро перестанут быть востребованными некриминальным бизнесом. Этого, конечно, не случится за несколько месяцев. Технология будет дорабатываться, будут и споры с налоговой, и серьезные баталии в судах, однако, то, что предпринимателям придется поменять свой подход в отношении исчисления и уплаты налогов — это факт. Придется отказываться от примитивной «обнальной оптимизации» в пользу грамотного выстраивания договорной работы с контрагентами с оптимальной налоговой нагрузкой, использования всех льгот предусмотренных законодательством, привлечения грамотных налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов.
Предпринимателям можно посоветовать следующее — пригласить грамотных специалистов в области налогового права и налогового консалтинга. Пусть они проанализируют ваш бизнес на современном этапе, то, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет, посмотрят, что можно поменять в бизнес-процессах, в использовании договорных конструкций, в использовании льгот и специальных налоговых режимов (а также в перераспределении доходов, облагаемых и необлагаемых НДС и расходов с НДС и без такового в группе компаний). Пусть рассмотрят применительно к вашему бизнесу возможности трансфертного ценообразования, использования выплат резидентам и нерезидентам дивидендов, роялти, процентов, вкладов в простое и инвестиционное товарищество и так далее.